Автоматизированная  подсистема  мониторинга

комплектации  изделий

Р.Г. Козявкин,

стажер-исследователь,
МИФИ (ТУ), г. Москва

В докладе излагается практический опыт создания автоматизированной подсистемы мониторинга комплектаций изделий (АПМКИ) в сборочном подразделении (СП) предприятия с мелкосерийным многономенклатурным характером производства.

В настоящее время на предприятии создана и внедрена в промышленную эксплуатацию интегрированная автоматизированная система управления предприятием (ИАСУП), призванная обеспечить сквозной цикл автоматизации «проектирование-изготовление» для выпускаемых изделий. В ее состав первоначально было включено несколько основных подсистем, реализующих функции планирования и управления производством, его инструментального и материально-технического обеспечения. Все эти подсистемы функционируют в среде единого информационного пространства (ЕИП) на базе СУБД Oracle.

За тот период, который прошел с момента начала внедрения ИАСУП на предприятии и до настоящего времени, были отработаны «цепочки» планирования и управления производством, помимо этого, в ЕИП были накоплены все необходимые данные для автоматизации последующих этапов в сквозном цикле.

Одним из таких этапов в жизненном цикле производства изделия на предприятии является его сборка из комплектующих. Для своевременного запуска процесса сборки в соответствии с планом производства необходимо располагать оперативной информацией о состоянии всех комплектующих изделия, наличии на складах требуемых для выполнения технологических операций материалов.

На предварительном этапе создания АПМКИ было проведено обследование логики работы СП, выявлены его взаимосвязи с другими подразделениями предприятия, по результатам анализа построены функциональные модели бизнес-процессов «как есть» и «как должно быть».

1. Описание процесса комплектации изделий на участке сборки

В соответствии с планом производства, который формируется в планово-экономическом отделе (ПЭО) предприятия, а затем согласовывается и уточняется в планово-экономической группе (ПЭГ) СП, - по этому плану для выполнения позиций мастер цеха сборки назначает ресурсы (рабочих, оборудование).

Так как сборочный цех занимается комплектацией изделий из их составляющих, то первой операцией в плане по позиции будет сборочная операция. Для ее выполнения мастер цеха назначает исполнителя-комплектовщика. После запуска позиции (и, соответственно,  запуска первой операции этой позиции), назначенный исполнитель-комплектовщик на своем автоматизированном рабочем месте получает задание на сборку указанной позиции.

Работа комплектовщика заключается в выполнении первой (сборочной) операции. Он обязан принести со складов смежных подразделений все необходимые для сборки указанного изделия комплектующие и материалы на склад СП, после чего его работа считается выполненной.

Комплектующие (деталесборочные единицы (ДСЕ), нормали) находятся на «промежуточном складе». О наличии необходимых комплектующих на «промежуточном складе» комплектовщик узнает по приходящим оттуда извещениям.

Покупные материалы и инструменты (ПКИ) находятся на складе отдела материально-технического обеспечения (ОМТО) предприятия. Для получения ПКИ со склада ОМТО комплектовщик обязан сформировать требование на ПКИ, по данному требованию с учетом наличия этого ПКИ на складе ОМТО комплектовщику выдается требуемое.

После того, как комплектовщик принес ДСЕ, нормаль или ПКИ на склад СП, он размещает это в одной из ячеек склада СП. Каждая ячейка относится к определенной позиции; зачастую, комплектующие для нескольких позиций, объединенных одним заказом-графиком, хранятся в одной ячейке. В зависимости от размеров ячеек склада и от состава изделия комплектовщик может использовать при складском учете как первый, так и второй описанные варианты хранения.

Завершив сборку, комплектовщик извещает об этом мастера цеха и тот закрывает выполненную операцию.

На этом работа комплектовщика считается выполненной и закрытой.

2. Описание подсистемы

2.1. Состав функций, реализованный в подсистеме:

Разработанная автоматизированная подсистема комплектации изделий позволяет осуществлять следующие функции:

-     Складской учет ПКИ, ДСЕ, нормалей и материалов на участке комплектации;

-     Формирование данных о замене ПКИ и материалов;

-     Формирование дефицита ПКИ, ДСЕ, нормалей, материалов по участку, цеху, заказам;

-     Извещения о поступлении ДСЕ, на «промежуточный» склад;

-     Извещения о поступлении нормалей на склад нормалей;

-     Извещения о поступлении ПКИ и материалов на склад ОМТО;

-     Обеспечения возможности принудительного запуска позиции с дефицитом или неполного количества;

-     Формирование запроса в плановое подразделение производства о необходимости запуска позиции при ее 100% обеспеченности;

-     Извещения комплектовщика (пользователя системы) о необходимости получения ДСЕ из смежных подразделений для выполнения промежуточных операций;

-     Формирования выходных документов.

2.2. Взаимодействие с другими подсистемами

АПМКИ взаимодействует со следующими подсистемами АСУП:

-     Автоматизированная подсистема материально-технического обеспечения;

-     Автоматизированная подсистема планирования и оперативно-диспетчерского управления уровня подразделений;

 

3. Заключение

Таким образом,   реализованная АПМКИ позволяет автоматизировать процессы, протекающие в сборочном подразделении предприятия; функционирует данная подсистема в рамках ЕИП, действующего на предприятии, к тому же является естественным продолжением идеи реализации сквозного цикла  автоматизации «проектирование-изготовление» изделия.

Литература

1.      Гаврилов Д.А. Управление производством на базе стандарта MRP II. Принципы и практика. – С-П.: Питер, 2003 – 352 с.