Алгоритм автоматизации разработки схем общих систем управления

О.А. Савчук,
ведущий инженер,
ФГУП “НПО “Аврора”,
oks-bvg@yandex.ru, г. Санкт-Петербург

Экономический эффект от внедрения систем управления во многом зависит от стоимости проектирования этих систем. Вопросы сокращения трудозатрат, связанных с разработкой конструкторских документов являются одной из важных задач при разработке систем управления. Системы управления судовыми техническими средствами в этом плане не являются исключением. Для этого класса систем управления вопрос снижения затрат на проектирование также актуален, особенно учитывая, что на сегодняшний день на одного работающего в судостроительной промышленности приходится до пяти работников, занятых в смежных отраслях [1]. Недостаточная аспектированность данных, огромным количеством которых оперирует используемая вычислительная техника [2], предопределяет недостаточную эффективность ее использования, в том числе из-за большого объема ручного ввода исходных данных.

В настоящей докладе предлагается метод повышения информационной насыщенности исходных данных, апробированный при разработке схем общих крупных систем управления судовыми техническими средствами. Такие системы управления, насчитывая в своём составе несколько сотен приборов и соединительных ящиков, обеспечивают управление несколькими тысячами исполнительных органов (ИО) и предоставляют информацию от нескольких тысяч источников информации (ИИ). Схема общая такой системы насчитывает до нескольких десятков тысяч кабелей, соединяющих её оборудование между собой, причём до 90% от их общего количества –это кабели от ИИ и ИО. В данном случае рассматриваются ИО и ИИ, от каждого из которых к оборудованию системы подходит не более десяти кабелей.

По существующим в судостроении стандартам индекс кабеля не должен превышать 13 символов, которые образуют три цифробуквенные группы, разделенные двумя дефисами. При одиннадцатизначном обозначении обозначения кабелей выглядят как, например, 03-6УК-23456, или 00-5МН-34567. При этом первая группа показывает принадлежность кабеля к местным (соединяющим оборудование одного отсека) или к магистральным (соединяющим оборудование двух разных отсеков). В первом случае, 03 для местного кабеля отсека 3, во втором 00 для магистрального кабеля, независимо от отсеков, которые он соединяет. Вторая группа определяет шифр системы управления (6УК в первом примере и 5МН во втором), третья определяет порядковый номер кабеля (23456 в первом примере и 34567 –во втором). Оставим дань сложившимся традициям в части первой и второй групп и рассмотрим несколько пристрастнее третью группу. Оказывается, что в существующей практике среди множества этих номеров могут быть и не уникальные (уникальность обозначения определяется только при сочетании всех трех групп). Таким образом, в сегодняшних системах управления можно, наряду с кабелем 02-6УК-34567, можно встретить, например, и кабель 05-6УК-34567 и кабель 05-6УК-34567. Поскольку третья группа не несет никакой информации, кроме информации о порядковом номере кабеля в определенном отсеке её нельзя использовать в качестве исходных данных для какой-либо автоматизации процесса создания схемы общей. Следовательно далее, независимо от формы выполнения схемы общей (графической или табличной), неизбежен рутинный ручной труд по внесению в неё номеров кабелей от ИИ и ИО к приборам системы управления.

Вместе с тем третья группа могла предоставлять, помимо порядкового номера, и другую информацию, например, о номере ИИ (ИО) к которому подходит кабель. Это не трудно сделать. если все ИИ и ИО имеют в обозначении уникальную цифровую составляющую. Представим крупную систему управления, в которой насчитывается до 9 тысяч ИО и ИИ, причем каждый из них имеет в обозначении уникальную цифровую составляющую в диапазоне от 1000 до 9999, причем к каждому из них подходит не более десяти кабелей.

В таком случае цифровая составляющая в обозначении кабеля, отходящего от ИИ или ИО может содержать цифры, заимствованные из цифровой составляющей обозначения ИИ и ИО, к которым присоединяют цифру с порядковым номером кабеля от данного ИИ (ИО). Например, если ИИ имеет цифровое обозначение 5463 и должен соединяться с системой управления тремя кабелями, то цифровые составляющие в-обозначении этих кабелей могли бы быть соответственно 54630, 54361 и 54362. Таким образом, обеспечивается автоматизация процесса создания схемы общей, причем номера кабелей несут информацию о номере ИИ (ИО) и следовательно могут быть использованы в качестве исходных данных для последующего создания схем их подключения к аппаратуре систем управления.

Ниже приводятся стандартные процедуры Microsoft Access, которые могут быть использованы для получения схемы общей в табличной форме, приведенной в таблице 1.

Номер и название таблицы оформляются соответствующими стилями ("Номер таблицы" и "Название таблицы"). Содержание таблицы оформляется шрифтом гарнитуры Arial, размер – 9 pt., заголовки строк и столбцов – жирным начертанием.

Таблица 1

Откуда идет

Куда идет

Кабель

Марка

Оборудование

Отсек

Оборудование

Отсек

1

2

3

4

5

6

ПР7-0700

1

1000

1

1-6УК-10000

КМПВЭ-500 4*0,75

 

Конечная цель настоящей работы состоит в автоматизации создания табличной формы схемы общей для местных кабелей от ИО и ИИ на основе исходных данных, полученных от проектанта корабля для системы с шифром, например, 6УК.

Работа по автоматизации создания таблицы 1 начинается с получения от проектанта корабля исходных данных, выполненной в виде таблицы 2 на  основе Microsoft Access. Таблица 2 для каждой единицы оборудования, с которым связана система управления (ИО и ИИ), обязательно должна содержать поле 4 (которое является ключевым) с уникальными номером оборудования, поле 2 с указанием типа оборудования и поле 3 с указанием отсека расположения оборудования. Разрядность номеров принята равной четырем, что обеспечивает уникальную нумерацию для нескольких тысяч единиц оборудования.

Таблица 2

Наименование

Тип

Отсек

Номер

1

2

3

4

Сигнализатор положения

С

1

1000

Сигнализатор положения

С

1

1001

Сигнализатор положения

С

2

1002

Газоанализатор

Г

2

1003

Газоанализатор

Г

2

1004

Электромагнит

Э

2

1005

Электромагнит

Э

3

1006

 

С проектантом корабля должна быть достигнута договорённость, что порядковый номер каждого кабеля от каждого ИИ или ИО должен состоять из цифр номера соответствующего оборудования, к которым добавлена ещё одна цифра.

Предлагаемая далее одна из возможных технологий состоит в следующем:

а) на основе таблицы 2 создаётся запрос1:

 

SELECT Таблица2.Тип, Таблица2.Отсек, Таблица2.Номер               (1)

 

с помощью запроса (1) создаётся таблица 3, которая содержит тип, отсек, в котором находится оборудование, и номер оборудования. В этой таблице ключевым является, также как и в таблице 2, поле с номером ИИ и ИО.

Таблица 3 (запрос 1)

Тип

Отсек

Номер

1

2

3

С

1

1000

С

1

1001

С

2

1002

Г

2

1003

Г

2

1004

Э

2

1005

Э

3

1006

 

На основе таблицы 3 создают другие запросы, которые в конечном итоге приведут к созданию таблицы 4.4, в которой каждому ИО (ИИ) будет сопоставлен один кабель с обозначением согласно принятым нормативам и указанному выше принципу заимствования номера ИО (ИИ).

Создание таблицы 4.4 может быть выполнено одним обобщенным запросом 2.0, однако с целью прослеживания логики его построения ниже приведены пошаговые запросы 2.1…2.4. Запрос 2.1 обеспечивает построение первой группы в обозначении кабеля, запрос 2.2 присоединяет к первой группе обозначения кабеля вторую группу, запрос 2.3 включает в обозначение кабеля третью группу и запрос 2.4 преобразует предыдущий результат так, чтобы ключевым полем стало поле “Кабель”.

 

SELECT Таблица3.Тип, Таблица3.Отсек, Таблица3.Номер, left(Таблица1.Отсек,1)  & "-6УК-" & Таблица3.Номер & "0" AS Кабель

На первом шаге формируют первую группу в обозначении кабеля для каждой из единиц оборудования, которая содержит в себе номер помещения, следовательно, она будет заимствована из столбца номер 2 таблицы 3:

SELECT Таблица3.Тип, Таблица3.Отсек, Таблица3.Номер, left(Таблица3.Отсек,1) AS Кабель_шаг1

                                                                                                                                                                                                   Таблица 4.1 (запрос 2.1)

Тип

Отсек

Номер

Кабель_шаг1

1

2

3

4

С

1

1000

1

С

1

1001

1

С

2

1002

2

Г

2

1003

2

Г

2

1004

2

Э

2

1005

2

Э

3

1006

3

 

Далее, формируют вторую группу символов обозначения кабеля, которая определяется шифром системы управления:

 

SELECT Таблица3.Тип, Таблица3.Отсек, Таблица3.Номер, left(Таблица3.Отсек,1) AS Кабель_шаг1, Кабель_шаг1 & "-6УК-" AS Кабель_шаг2

Таблица 4.2 (запрос 2.2)

Тип

Отсек

Номер

Кабель_шаг1

Кабель_шаг2

1

2

3

4

5

С

1

1000

1

1-6УК-

С

1

1001

1

1-6УК-

С

2

1002

2

2-6УК-

Г

2

1003

2

2-6УК-

Г

2

1004

2

2-6УК-

Э

2

1005

2

2-6УК-

Э

3

1006

3

3-6УК-

 

Для формирования полного обозначения кабеля, из столбца 3 таблицы 3 заимствуют третью составляющую, которая и определяет порядковый номер кабеля:

SELECT Таблица3.Тип, Таблица3.Отсек, Таблица3.Номер, left(Таблица3.Отсек,1) AS Кабель_шаг1, Кабель_шаг1 & "-6УК-" AS Кабель_шаг2, Кабель_шаг2 & Таблица1.Номер & "0" AS Кабель

Таблица 4.3 (запрос 2.3)

Тип

Отсек

Номер

Кабель_шаг1

Кабель_шаг2

Кабель

1

2

3

4

5

6

С

1

1000

1

1-6УК-

1-6УК-10000

С

1

1001

1

1-6УК-

1-6УК-10010

С

2

1002

2

2-6УК-

2-6УК-10020

Г

2

1003

2

2-6УК-

2-6УК-10030

Г

2

1004

2

2-6УК-

2-6УК-10040

Э

2

1005

2

2-6УК-

2-6УК-10050

Э

3

1006

3

3-6УК-

3-6УК-10060

 

Таким образом, с помощью запроса (2.3) создаётся таблица 4.3, из которой остается убрать лишние столбцы (4) и (5) таблицы 4.3, образовавшиеся в результате работы над формированием индекса кабеля.

 

SELECT Запрос1.Тип, Запрос1.Отсек, Запрос1.Номер, Запрос1.Кабель

 

С помощью запроса (2.4) создают таблицу 4.4, которая содержит  по одному кабелю для каждой из единиц оборудования. При этом первая цифра в обозначении кабеля заимствована из столбца 2 таблицы 3, а порядковый номер выполнен на основе данных столбца 3 таблицы 3. Заметим, что запрос (2.4) составлен так, чтобы в таблице 4.4 ключевым стало поле (4) “Кабель”.

Таблица 4.4 (запрос 2.4)

Тип

Отсек

Номер

Кабель

1

2

3

4

С

1

1000

1-6УК-10000

С

1

1001

1-6УК-10010

С

2

1002

1-6УК-10020

Г

2

1003

2-6УК-10030

Г

2

1004

2-6УК-10040

Э

2

1005

2-6УК-10050

Э

3

1006

3-6УК-10060

 

б) на основе таблицы 4.4 создают запрос 3, цель которого выделить все элементы оборудования одного типа, например, типа C:

WHERE (((Запрос2.4.Тип) Like "С"))                                              (3)

В результате получают таблицу 5, которая содержит всё оборудование типа С.

Таблица 5 (запрос 3)

Тип

Отсек

Номер

Кабель

1

2

3

4

С

1

1000

1-6УК-10000

С

1

1001

1-6УК-10010

С

2

1002

2-6УК-10020

 

в) На основе таблицы 5 создают последующие запросы, цель которых получить новую таблицу, в которой дополнительно к данным таблицы 5 присутствует столбец с указанием марки, жильности и сечения кабеля.

Предположим, что от каждой единицы оборудования типа С отходит только один четырёхжильный кабель типа КМПВЭ-500 с сечением жил 0,75 мм².

Тогда с помощью запроса 4.1 получают таблицу 6.1, где для каждого оборудования типа С будет указана марка кабеля типа КМПВЭ-500:

SELECT Запрос3.Тип, Запрос3.Отсек, Запрос3.Номер, Запрос3.Кабель, "КМПВЭ-500" as Марка_шаг1

 Таблица 6.1 (запрос 4.1)

Тип

Отсек

Номер

Кабель

Марка_шаг1

1

2

3

4

5

С

1

1000

1-6УК-10000

КМПВЭ-500

С

1

1001

1-6УК-10010

КМПВЭ-500

С

2

1002

2-6УК-10020

КМПВЭ-500

 

Далее добавляют к марке кабеля жильность и сечение, которые были определены, как было сказано выше, 4*0,75:

 

SELECT Запрос3.Тип, Запрос3.Отсек, Запрос3.Номер, Запрос3.Кабель, "КМПВЭ-500" AS Марка_шаг1, Марка_шаг1 & "4*0,75" as Марка

 

Полученный при реализации запроса (4.2) результат приведен в таблице 6.2.

Таблица 6.2 (запрос 4.2)

Тип

Отсек

Номер

Кабель

Марка_шаг1

Марка

1

2

3

4

5

6

С

1

1000

1-6УК-10000

КМПВЭ-500

КМПВЭ-500 4*0,75

С

1

1001

1-6УК-10010

КМПВЭ-500

КМПВЭ-500 4*0,75

С

2

1002

2-6УК-10020

КМПВЭ-500

КМПВЭ-500 4*0,75

 

Как и при формировании индекса кабеля, образуется лишний столбец (5) таблицы 6.2, который ликвидируют с помощью запроса 4.3:

 

SELECT Запрос4.Тип, Запрос4.Отсек, Запрос4.Номер, Запрос4.Кабель, Запрос4.Марка

 

Таким образом, с помощью запроса (4.3) создают таблицу 6.3, в которой дополнительно к данным таблицы 5 появляется столбец с указанием марки, жильности и сечения кабеля для оборудования типа С.

Таблица 6.3

Тип

Отсек

Номер

Кабель

Марка

1

2

3

4

5

С

1

1000

1-6УК-10000

КМПВЭ-500 4*0,75

С

1

1001

1-6УК-10010

КМПВЭ-500 4*0,75

С

2

1002

2-6УК-10020

КМПВЭ-500 4*0,75

 

г) Выполним процедуры по пунктам б) и в) для остальных типов оборудования, подставляя каждый раз в запрос (4) соответствующие данные кабеля (например, КНРЭ 2*1 для типа Э, КМПВЭ-500 10*0,5 для типа Г). Полученные результаты приведены в таблице 7 и 8.

Таблица 7

Тип

Отсек

Номер

Кабель

Марка

1

2

3

4

5

Э

2

1005

2-6УК-10050

КНРЭ 2*1

Э

3

1006

3-6УК-10060

КНРЭ 2*1

 

Таблица 8

Тип

Отсек

Номер

Кабель

Марка

1

2

3

4

5

Г

2

1003

2-6УК-10030

КМПВЭ-500 10*0,5

Г

2

1004

2-6УК-10040

КМПВЭ-500 10*0,5

 

д) Если от всех типов оборудования отходит только один кабель, то выполняют запрос 5, цель которого объединить таблицы 6.3, 7 и 8 в таблицу 9:

SELECT * from [Таблица 6.3] UNION SELECT * from [Таблица 7] UNION SELECT * from [Таблица 8]

Таблица 9

Тип

Отсек

Номер

Кабель

Марка

1

2

3

4

5

С

1

1000

1-6УК-10000

КМПВЭ-500 4*0,75

С

2

1002

2-6УК-10020

КМПВЭ-500 4*0,75

Г

2

1003

2-6УК-10030

КМПВЭ-500 10*0,5

Г

2

1004

2-6УК-10040

КМПВЭ-500 10*0,5

Э

2

1005

2-6УК-10050

КНРЭ 2*1

Э

3

1006

3-6УК-10060

КНРЭ 2*1

 

Таблица 9 отличается от таблицы 1 только отсутствием двух первых столбцов, для заполнения которых могут быть составлены, при необходимости, соответствующие запросы. Эту необходимость легко может оценить разработчик схемы общей в функции количества и номенклатуры приборов, к которым подходят кабели от ИИ и ИО. После чего, сделав сравнительный анализ размещения оборудования по отсекам, и определив связи, составляется ряд запросов по формированию магистральных кабелей, исходя из полученных данных.

Однако, если от оборудования  какого- либо типа, например типа С отходит не один, а два кабеля, то необходимо создать ещё один запрос (6) цель которого получить таблицу 5.1, в которой отражены данные для вторых кабелей от устройства С.

 

SELECT Запрос3.Тип, Запрос3.Отсек, Запрос3.Номер, left(Запрос3.Отсек,1) AS Кабель_шаг1, Кабель_шаг1 & "-6УК-" AS Кабель_шаг2, Кабель_шаг2 & Запрос3.Номер & "1" AS Кабель

Таблица 5.1 (запрос 6)

Тип

Отсек

Номер

Кабель

1

2

3

4

С

1

1000

1-6УК-10001

С

1

1001

1-6УК-10011

С

2

1002

2-6УК-10021

 

Эту таблицу 5.1 затем надо будет учесть при составлении запроса (5). Аналогичные процедуры надо выполнить для того оборудования, от которого отходит по два кабеля, но при этом к номеру оборудования добавлять не 0, а 1 и, при необходимости, изменять марку кабеля. Точно такие же процедуры надо выполнить ещё раз для оборудования, от которого отходит три кабеля, но при этом к номеру  добавлять 2, и, при необходимости изменять марку кабеля и так далее, чтобы затем объединить все полученные таблицы в итоговую, как указано выше.

В заключении следует отметить, что указанные процедуры автоматизации создания схемы общей могут быть применены и для систем как с большим количеством ИО (ИИ), так и с меньшим. В первом случае достаточно при необходимости увеличить (а во втором уменьшить) разрядность цифровой составляющей обозначения ИИ (ИО).

Надо также отметить, что в современных крупных системах управления судовыми техническими средствами, использующих высокие технологии, количество связей между приборами не менее чем на порядок меньше рассмотренной категории кабельных связей. Однако и для этой категории могут быть использованы аналогичные процедуры автоматизации на основе повышения информационной насыщенности обозначения приборов [3].

Литература

1.      Шлемов А.Ф. Актуальные проблемы в отечественном и зарубежном кораблестроении / Вестник фонда “Кораблестроение” №1, март 2006 г., Санкт-Петербург.

2.      Богданов Д.В., Мазаков Е.Б., Неилко О.Б., Чекинов С.Г. Модели и алгоритмы концептуального проектирования автоматизированных систем управления / Под ред. Чекинов С.Г.- М.: Компания Спутник+, 2004.

3.      Киселев В.В., Савчук О. А., Соколова О.И. Система нумерации элементов схем общих крупных судовых систем управления общекорабельными системами. / Сборник докладов научно-технической конференции ФГУП “НПО “ Агат” “Системные проблемы корабельных информационно- управляющих комплексов (эффективность, надежность, экономика)” часть 2, март 2005 г., г. Москва