Применение концепции управления знаниями

для совершенствования КИС предприятия

А.Р. Диязитдинова,

к.т.н., доцент кафедры ЭИС,

ПГАТИ, г. Самара

Сегодня на многих российских предприятиях, в учреждениях бюджетной сферы автоматизация управления до сих пор носит "кусочный"  характер. Сосуществуют информационные системы, внедренные на различных программно-аппаратных платформах и автоматизирующие решение отдельных функций на отдельных уровнях управления. В то же время опыт успешных компаний показывает, что решение проблемы автоматизации управления предприятием необходи­мо искать на путях внедрения интегрированных корпоративных информационных систем (КИС), охватывающих практически все стороны его деятельности, ориентированных на автоматизацию всех уровней управления и обладающих средствами поддержки управления.

На российском рынке корпоративных систем присутствуют как западные продукты (наибольшую известность приобрели R/3 SAP, Oracle, Axapta/Navision, Frontstep), так и отечественные системы ("Галактика", "Парус", "Фигаро" и др.).

Ввиду существенной разницы исторических условий развитие ИС в России и на Западе шло разными путями. В России внедрение информационных систем проводилось на самых критичных участках деятельности: это касалось, в первую очередь, автоматизации бухгалтерского и налогового учета. В то же время на западе проблема рациональ­ного управления ресурсами всегда стояла на первом месте. В силу этих объективных обстоятельств компьютеризация управления начиналась с решения задач управления запасами.

По общему мнению, качество отечественных КИС пока еще по ряду параметров уступает международному уровню. Западные системы несут в себе в виде типовых решений отработанные многими десятилетиями бизнес-практики, для которых характерны, ориентированность на ана­литический менеджмент со строгой регламентацией процедур, высокой исполнительской дисциплиной, отлаженным механиз­мом принятия и контроля решений. Такие системы зачастую мало пригодны в нашей стране, где условия бизнеса постоянно меня­ются, что требует быстрой адаптации решений.

Перечисленные причины, а также высокий уровень цен на лицензии и консультационные услуги западных компаний, дела­ют постоянно развивающиеся российские КИС предпочтитель­ными для значительной части отечественных предприятий.

Под корпоративной информационной системой будем понимать информационную систему масштаба предприятия. Главной задачей такой системы является информационная поддержка производственных, административных и управленческих процессов (далее - бизнес-процессов), формирующих продукцию или услуги предприятия.

Особенности автоматизации бизнеса в значительной мере определяются отраслевой принадлежностью предприятия. Помимо специфичных бизнес-процессов, существенно различаться могут и финансово-экономические показатели, которые во многом определяют последовательность автоматизации. Принципы, методы построения и архитектура КИС радикально изменились. Так, если в 60-х годах считалось, что никакой процесс не должен автоматизироваться до тех пор, пока он функционирует эффективно, то сегодня господствующим является прямо противоположный подход. Считается, что любой процесс должен автоматизироваться только после того, как он эффективно организован.

Эти изменения явились результатом обобщения опыта построения множества информационных систем, в которых автоматизация отдельных операций или сложившихся "ручных" процедур приносила локальные временные улучшения, не затрагивающие общую эффективность работы.

Главными особенностями современного подхода к построению корпоративной информационной системы предприятия являются:

-     всесторонний анализ бизнес-процессов, на основе которого производится разработка проекта информационной системы и обоснование заложенных в нем решений;

-     использование широкой палитры современных методологий и инструментальных средств моделирования и проектирования систем;

-     детальная проработка и согласование с заказчиком всех этапов разработки проекта, контрольных точек, требуемых ресурсов.

Теоретическую основу соответствующих работ составляет множество понятий, концепций и методологий, используемых для описания, анализа и оценки различных аспектов работы предприятия. На рис. 1 приведены основные понятия и методологии, используемые при разработке КИС.

 

Подпись: Информационное 
моделирование




Подпись: Имитационное
моделирование

 

Рис. 1. Области использования различных методологий в работах по моделированию и анализу бизнес-процессов

Одним из наиболее перспективных методов признан метод реинжиниринга бизнес-процессов (BPR, Business Process Reengenering), который обеспечивает кардинальное повышение эффективности деятельности предприятия за счет пересмотра характера взаимодействия подразделений в рамках управляемых бизнес-процессов применительно к специфике предприятия [1]. BPR предполагает разработку для каждого экономического объекта уникальных организационно-технологических решений, которые реализуются с помощью КИС.

Также необходимо отметить, помимо всего прочего, что в современной деловой среде, при стремительном развитии техники, технологии и организации производства, при стремительной смене видов и разновидностей товаров и услуг на рынках, необходимость проведения "перманентного" реинжиниринга стало фактически обычной ситуацией.

Для ускорения и повышения качества разработки проекта BPR необходимо использовать методы управления знаниями, которые позволяют обобщать опыт его осуществления для различных классов предприятий и адаптировать к условиям конкретного предприятия. Создание системы управления знаниями (СУЗ) позволит объединить имеющуюся производственную информацию; сведения об опыте сотрудников; проектах, участие в которых они принимали участие; а также обеспечить регламентированный доступ к распределенным информационным ресурсам, прикладным программным системам и формализованным результатам работы.

Основные функциональные компоненты и их назначение в СУЗ отображены в табл. 1 и на рис. 2.

Таблица 1

Основные функциональные компоненты СУЗ

Функциональные компоненты

Назначение

Библиотеки технических стандартов и инструкций, различных регламентов

Обеспечение доступа сотрудников к единой базе технологических стандартов и регламентов

Библиотеки электронных архивов отраслевых журналов, публикаций по тематике деятельности компании и др. источников

Обеспечение доступа сотрудников к информации о тенденциях развития отрасли, направлениях, передовом опыте использования технологий и др.

Библиотека отчетов различных исследований, НИОКР и др.

Обеспечение доступа сотрудников к отчетам по результатам проведения исследований, экспертиз, проектно-исследовательских работ и др.

Директория сотрудников

Учет профессионального опыта и компетенции специалистов компании, предоставление общего доступа

 

Рис. 2. Базовая архитектура СУЗ и ее базовые компоненты. Взаимодействие СУЗ с основными системами

Ценность использования СУЗ определяется ее следующими характеристиками:

-     наличием в базе знаний адекватных ситуаций референтных моделей (прецедентов);

-     способностью произвести релевантный отбор референтной модели;

-     адаптацией выбранной референтной модели к условиям конкретного экономического объекта.

СУЗ обычно используется в двух аспектах:

1.       обеспечение качественными знаниями процессов решения различных задач: СУЗ, в отличие от ИПС, превращает знания в законченный продукт с высокой потребительской стоимостью, поскольку знание, в отличие от набора относящейся к запросу всевозможной информации, Тосно соответствует характеру решаемой задачи и может использоваться непосредственно при выработке решения;

2.       создание интерактивной среды взаимодействия специалистов в процессе решения задач, в которой повышается креативная способность генерации новых знаний, сразу попадающих в репозитарий для последующего использования.

При первоначальном реинжиниринге бизнес-процессов в качестве основного источника знаний целесообразно использовать систему управления знаниями консалтинговой компании. В последующем должна развиваться собственная СУЗ, нацеленная на решение задачи непрерывного инжиниринга бизнес-процессов.

Необходимые конкурентные преимущества компании могут быть достигнуты только при трансформации накопленных знаний в ценное, осмысленное руководство к действию. Таким образом, накопленные знания не просто используются, но преобразуются в информационные ресурсы для принятия решений и дальнейшей их реализации.

Литература

1.       Тельнов Ю.Ф. Реинжиниринг бизнес-процессов. Компонентная методология. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2004. – 320 с.: ил