Применение портальных Интеренет-технологий для организации комплексного проектирования

А.А. Проценко

заместитель заведующего отделом ФГУП ВНИИАМ,

кандидат экономических наук

г.Москва

 

Стратегической задачей современного проектного предприятия явля-ется обеспечение  конкурентной способности своей продукции на рынке. Рынок, и только он,  является конечным «экспертом» жизнеспособности  функционального и  организованного  совершенства фирмы. Для успеш-ного решения этой задачи проектировщикам необходимо  постоянно  со-вершенствовать  продукцию и услуги,  предоставляемые своим клиентам, снижая их стоимость и повышая качество, предлагать новые продукты и технологические решения.

Основной продукцией проектного предприятия является проект - как результат интеллектуальной деятельности специалистов-проектировщиков по созданию, описанию и представлению в виде адекватной, функциональной и целостной модели еще несуществующего объекта на основании первичной идеи и первичного описания в виде технического задания (технических условий или алгоритмов функционирования объекта или технической системы). В результате проектирования формируется комплект проектой документации, содержащей информацию, достаточную для организации производства и эксплуатации проектируемого объекта или осуществления технологического процесса с учетом заданных ограничений по отведенным ресурсам, стоимостным и эксплутационным характеристикам, а также заданным срокам проектирования [1].

Проектная документация имеет многоуровневую иерархическую структуру и подразделяется на разделы проекта, в каждом из которых фиксируются проектные решения по специфической области знаний, относящиеся к частной совокупности технических характеристик проектироуемого объекта [2]. Перечень основных разделов определяется СНИП 11-01-95 и включает в себя Технологический, Архитектурно-строительный, Электротехнический, Теплотехнический и другие разделы.

Участники разработки проектной документации находятся в постоянном взаимодействии, между ними происходит обмен информацией. Основным информационным элементом при этом является проектный документ (чертеж, спецификация и пр.). Проектный документ разрабатывается, одним из участников (Разработчиком) и используется, а иногда и изменяется другими участниками проектирования, которые могут находиться в той же рабочей группе, фирме, или же в другой организации. Измененный чертеж вновь возвращается к разработчику. Там эти изменения либо принимаются, либо отклоняются. В целом процесс разработки проектной документации (жизненный цикл проектного документа) является итеративным циклическим процессом, в котором происходят согласования его содержимого между отдельными разработчиками, рабочими группами (отделами), фирмами-партнерами, а также утверждающими или согласующими (экспертирующими) организациями (в том числе и заказчиками).

В [3, с.119-147] проведен функционально-стоимостной анализ технологического процесса проектирования, в том числе определена доля проектных операций, которая согласно типовым технологическим нормативам трудоемкости выполнения проектной документации для различных разделов проекта, приходится на процессы информирования, согласований, проверки утверждения проектных решений. При этом показано, что только для раздела «Автоматизация и КИП» проекта такие проектные проектные операции составляют 10-13% от общих трудозатрат  и 8-10% от общей продолжительности проектирования. Для комплексного же проекта, в котором задействованы специалисты – проектировщиков различных специализаций и различных уровней квалификации проектные организации, осуществляющие реальное проектирование сложных комплексных производственных объектов сталкиваются с необходимостью не только координировать деятельность специалистов-проектировщиков, но и коллективов, проектных фирм и организаций.

С другой стороны заказчики и инвесторы , стремящиеся обеспечить максимальную в условиях рынка эффективность инвестиций высказывают заинтересованность в более эффективном контроле за ходом проектирования, за принимаемыми проектными решениями.

Особенно значимыми являются потери времени при согласовании тенических решений с помощью традиционной переписки, т.к. зачастую проектное решение не может быть принято до тех пор пока на официальный запрос от адресата не получен определенный письменный ответ, т.е., как правило, на срок от 2-3 дней до нескольких недель.

Территориальная удаленность и распределение, дифференциация и специализация участников проектирования, объединенныхх единой целью (разработкой проектной документации) комплекса организаций, имеющих различную юридически-правовую принадлежность и целевые задачи функционирования в рамках рыночной экономики требуют от Руководителей и Организаторов проектирования (ГИПов, Менеджеров проекта) не только высокого профессионализма и понимания технологической специфики проектируемого объекта, но и навыков обеспечения эффективных коммуникаций при взаимодействии участников проектирования. Однако, процессы организации коммуникаций при традиционных технологиях проектирования занимают длительное время и требуют существенных трудозатрат.

 

Для организации коммуникаций между участниками проектирования в ФГУП ВНИИАМ используется виртуальный проектный офис на основе Интерент-портала. В качестве программного обеспечения, используется комплекс Documentum eRoom (v.7.2) для управления коллективной работой  разработанный фирмой EMC Documentum и представляемый в России и СНГ ЗАО «Документум Сервисиз».

ФГУП ВНИИАМ закупил eRoom  в 2004 году в ходе развертывания комплекса проектных работ для одного из крупных клиентов – Заполярного филиала ОАО ГМК «Норильский Никель».

Поскольку проектные работы для «Норильского Никеля» должны были осуществлятся на территории Таймыра, за 5000 километров от Москвы, очевидно что оперативная работа над проектной документацией потребовала бы высоких издержек на взаимодействие с представителями Заказчика, неоднократных командировок и почтовой пересылки текущих версий проектной документации для ее согласования и утверждения.

Решение оказалось простым. ВНИАММ решил применить для снижения затрат на коммуникации современные ИТ-технологии, а именно Интернет – портал. Был проведен тщательный анализ имевшихся на рынке программных продуктов, совместно с представителями Заказчика проектных работ и выбрано построение портала на базе решений от EMC Documentum.

Основным элементом портала равляется «рабочая комната» – единая точка доступа к основным компонентам кооперативной среды разработки проектной документации, упорядоченным в соответствии со спецификой конкретного проекта.

После создания структуры среды проекта формируется перечень участников проектирования, им предоставляются права доступа к элементам Портала. При этом осуществляются настройка доступа пользователейк комнатам и объектам eRoom, настройка их прав на просмотр и внесение изменений для объектов eRoom, установка блокировок объекта eRoom для правки.Права доступа можгут быть изменены Администратором Портала динамически, в ходеработы над проектом.

Ход проектирования определяется Планом проекта. Планирование может производится как с помощью встроенного компонента eRoom – Проектный план, так и средствами иных систем, например MS Project. В случае использования компоненты Проектный план возможны также следующие сервисы:

-      оповещения о событиях, уведомления участников проекта и контролеров;

-      анализ доступности ресурсов, элементы ресурсного планирования и управления;

-      контроль хода проектирования, своевременного размещения в комнатах портала проектных документов и (или) их версий;

-      генерация отчетов и прогнозов по ходу проектирования.

Для проекта может быть составлено несколько Проектных планов, что увеличивает гибкость и эффективность управления проектированием.

Оповещения рассылаются участникам проекта с использованием стандартных почтовых клиентов. При этом используются средства интеграции eRoom с средствами Microsoft Exchange.

В рабочих комнатах проектов могут быть размещены как материалы текущего проектирования, так и завершенные разработкой или же архивные проектные документы, а могут и размещаться справочно-информационные материалы, которые будут использоваться при принятии проектных решений. Последнее обеспечивает единую понятийную и смысловую среду для участников проектирования.

Средства «Дисскуссия», «Голосование» и «Мгновенный обмен сообщениями» позволяют получать различные виды обратной связи от участников проектирования  и осуществлять на их основе принятие решений по ходу проецесса проектирования. При этом Управляющий проектом может задать как рамки обсуждения, так и осуществлять мониторинг (модерирование) процессов дискуссий.

На рисунках 1 и 2 показаны общий вид проектного портала ФГУП ВНИИАМ и содержимое одной из комнат находящегося в текущей разработке проекта.

Рис. 1 Общий вид проектного портала ФГУП ВНИИАМ

Рис.2 Содержимое комнаты портала для находящегося в текущей разработке проекта

Проектный портал на базе eRoom предоставляет также развитые средства сбора статистики по работе пользователей, которые через web-интерфейс могут быть доступны для Администраторов и Управляющих проектами.

Внедрение Проектного портала в ФГУП ВНИИАМ заняло один месяц и проводилось по согласованному с Заказчиком (Заполярным филиалом ОАО ГМК «Норильский Никель») графику. При этом была произведена закупка программного и аппаратного обеспечения, установка и настройка Проектного портала eRoom, обучение Администраторов и предполагаемых пользователей, а также организация комнат для проектов.

Всего за истекший период с использованием Интеренет-портала выполнено несколько десятков проектов для «Норильского Никеля», «Алросы», «Норильско-Таймырской энергетической компании» и других заказчиков. В ходе проектирования портал объединил более 100 пользователей из почти 20 организаций, включая субподрядчиков ФГУП ВНИИАМ по проектированию и поставщиков оборудования, применяемого в проекте.

На сегодняшний день в 25 комнатах портала ФГУП ВНИИАМ сохранено более 26 тысяч документов и элементов eRoom общим объемом более 5,6 гигабайт.

Выводы:

Существенным фактором, влияющим на качество проектирования и сроки разработки проектной документации является обеспечение эффективных коммуникаций между множеством участников разработки проектной документации, представителями заказчика, техническими специалистами производителей оборудования и материалов, применяемых в проекте.

Небходимо формирование устойчивых и гибких взаимосвязей между исполнителями на всех этапах и стадиях выполнения проектных работ. Эффективная (в смысле затрат и обеспечения должного качества проекта) организационная структура системы проектирования должна предполагать привлечение минимального но достаточного числа специалистов для достижения целей проектирования.

Применение для этих целей Интернет-портала на базе Documentum eRoom обеспечивает:

-      экономию затрат проектной организации, за счет сокращения времени на коммуникации между участниками проектирования объекта по сравнению с традиционно-формальным методом проектирования;

-      сокращение общего срока проектирования;

-      сокращения численности занятых решением задач проектирования специалистов за счет оперативного доступа к проектной информации;

-      повышение качества материалов проекта по содержанию и форме за счет использования действующей нормативно-правовой документации и оперативного согласования проектных решений.

 

Литература

1.       Проценко А.А, Гостев В.М, Винокур И.П. Автоматизация выпуска и тиражирования проектной документации.// САПР и графика:. - 2002. – №4. - с. 4-8.

2.       Проценко А.А. Практическое использование трехмерных моделей при проектировании объектов промышленности.// Автоматизация в про-мышленности:.- 2004. - №2. - с.6-11.

3.       Проценко А.А. Совершенствование организации проектного производства на основе ИТ - технологий в условиях Крайнего Севера : Дис. канд. экон. наук : 05.02.22 СПб., 2004