Структурная модель оценки спроса для решения задачи предварительного планирования производства

К.Г. Андреева,
каф. «Прикладные информационные технологии», 

МФТИ, г. Москва                                                                                                              

 С.А. Никитов,
 зам. дир.,
 д.ф.-м.н., чл.-корр. РАН
ИРЭ РАН, г. Москва

Одной из важнейших  задач современных систем управления предприятием является задача гибкого и оперативного планирования производства. Не смотря на большое количество исследований [1], посвященных данной теме, в ряде случаев остается необходимость разработки эффективных и практически применимых методов решения данной задачи. Особенно это актуально для задачи предварительного планирования производства новых товаров. В этом случае необходимо оперативно прогнозировать показатели конкурентоспособности новых товаров, важнейшим из которых является спрос, при этом мало применимы показатели предшествующего периода или накопленный технологический опыт предприятия.

Одним из возможных способов прогнозирования спроса является проведение маркетинговых исследований. Однако оперативность и простота проведения маркетинговых исследований стандартными методами ограничивается трудоемкостью подготовки визуальной и технологической информации надлежащего качества по каждому изделию. Это, как правило, включает физическое изготовление образца изделия, оценка его стоимости, подготовка печатных материалов и пр. В условиях, когда одна модель изготавливается в нескольких модификациях (вариантах материалов - типичный пример – изделия легкой, мебельной промышленности), предлагается новая структурная модель проведения маркетинговых исследований, позволяющая повысить их оперативность и значительно сократить затраты, за счет физического изготовления только оригинальных моделей, и виртуального «изготовления» их модификаций. Для реализации данной технологии было разработано специальное программное обеспечение «Генерация виртуальных коллекций» для генерации изображений изделий в заданных модификациях[2]. При этом определяющий для проведения маркетинговых исследований(МИ) показатель себестоимости предлагается оценить на основе создаваемой в процессе проектирования изделия документации. А с помощью современных средств CAD и CAM эта оценка может быть проведена автоматически, т.е. максимально точно и оперативно. Подготовленные данные передаются для обработки в маркетинговый модуль и затем в модуль производственного планирования.

 

Если обозначить время выполнения работ по этапам подготовки материалов к проведению МИ по одному изделию, как T1, T2, T3 (соответственно изготовление образцов, подготовка их цифровых изображений, изготовление информационных материалов), то общая затрата времени по N изделиям, из которых M являются уникальными изделиями, N-M – их модификации, равняется:

-     с использованием стандартных методов:

                                                (1)

-     с использованием новой структурной модели:

                         (2)

,где – затраты времени на виртуальное «изготовление».

Принимая во внимание то, что на практике в большинстве случаев выполняются неравенства(3) - (5):

                 (3)

                  (4)

                (5)

получаем:

-     сокращение времени, как минимум на 40%

                               (6)

 

-     сокращение материальных затрат (связанных с уменьшением количества изготавливаемых образцов) как минимум на 50%

                                             (7)

Если N=8, M=2, то получаем следующие оценки сокращения времени и затрат.

                  (8)

                (9)

Литература

1.   Костылева Н.Е., Цырков А.В., Петров А.В., Козлова О.В., Логическое взаимодействие математических моделей при планировании в организационно-технологических системах, Тезисы докладов III международной конференции "Системы проектирования, технологической подготовки производства и управления этапами жизненного цикла промышленного продукта CAD/CAM/PDM - 2003"

2.   К.Г. Андреева, С.А. Никитов. Разработка компьютерной технологии продвижения потребительских товаров на рынок. Тезисы докладов XLVI научной конференции МФТИ. М., 2003 г.